122 истребительная авиационная
дивизия ПВО
28 июня 1941 года организована Кольская Истребительная рота, в состав которой входила Истребительная группа при совхозе "Арктика".
  "Подразделение часто выполняло походы по заданию командования, но боевых стычек с немецкими захватчиками не было. Бойцы подразделения принимали участие с органами НКВД и милицией по проверке документов, несли службу по охране мостов и общественного порядка в дни революционных праздников". (Справка Кольская Истребительная рота. ГАМО ф.427 оп.1 д. 45 л.101.)
  В мурманском небе, против фашистских ВВС сражались летчики Советской Армии, вылетавшие на боевые задания с многих оперативных аэродромов. Одним из них был аэродром "Арктика", располагавшийся вблизи поселка Молочный. Это было небольшое поле, прозванное немцами за малые размеры "носовым платком". С этого аэродрома вылетали в бой летчики 767 и 768 истребительных авиационных полков 122-й истребительной авиационной дивизии ПВО. Аэродром "Арктика" был удален от линии фронта, проходившей по реке Западная Лица, примерно на 100 км. Но основной задачей истребительных авиационных полков, базировавшихся на этом аэродроме, было прикрытие города Мурманска, порта, судов в нем, железной дороги, Туломской ГЭС и других стратегических объектов Кольского полуострова от ударов немецких бомбардировщиков. Конечно, летчикам приходилось выполнять и другие задачи: воздушную разведку, прикрытие наших войск на поле боя.

  Вспоминает автомеханик 768 ИАП  Мурашов Николай Петрович:
«Весной 1942 года была сформирована 122-я истребительная авиационная дивизия ПВО с боевой задачей:  защита с воздуха порта г. Мурманска и железной дороги от Мурманска до ст. Лоухи. В 122-ю дивизию входили 767 и 768 ИАП,769 ИАП и 7 БАО /батальон аэродромного обслуживания/. Базирование полков: 767 и 768 ИАП-аэродром п.Молочный и п.Шонгуй».
«Летчик  нашего 768-го полка 122 дивизии лейтенант Владимир Кривобоков во время  боя сбил одного бомбардировщика.

  После боя В.Кривобоков пошел на высоте 3500 м на свай аэродром в Молочном. При подходе к аэродрому он заметил, что ниже и южнее Молочного идет воздушный бой наших самолетов с группой МЕ-109 пытавшихся отвлечь наши самолеты от бомбардировщиков. Кривобоков спикировал с высоты и прицельным огнем сбил еще одного Мессера. За этот налет немцы потеряли свыше 30-ти самолетов и в дальнейшем такими группами уже не летали. За этот подвиг лейтенант Владимир Кривобоков был награжден Орденом Красного Знамени».
  Из воспоминаний участника Великой Отечественной войны, летчик 767 иап В.П.Знаменского:
  "В начале апреля 1942 года 767 ИАП перебазировался на аэродром "Арктика", располагавшийся юго-западнее поселка Молочный - в развилке рек Кола и Тулома, впадавшие в Кольский залив примерно в 6-7 км. от аэродрома.
Грунтовая ВПП длиною около 1000 м., шириной100-150 м. и общим направлением восток-запад ограничивалась с севера невысоким каменистым нагорьем, с востока - заболоченной низиной до реки Кола, с юга - неглубоким оврагом, с запада - низиной с редколесьем. Ввиду малого размера аэродрома немцы считали его ложным "платочком", а реально ложный, расположенный на заболоченном плато между р.Кола и высокой сопкой – основным  действующим и иногда наносили по нему бомбовые удары. С северной стороны взлетно-посадочной полосы в капонирах размещались самолеты 768-го ИАП, а самолеты нашего полка - с южной стороны окраины ВПП".
  На протяжении всего 1943 года мурманское небо в погожие дни заполнялось стаями немецких бомбардировщиков и истребителей, стремившихся уничтожить в порту караваны судов, прибывающими с боевой техникой и другими грузами для нужд фронта из портов западных союзников, а также уничтожить г. Мурманск и железнодорожные объекты, через которые шли поставки, необходимые фронту.

  На отражение массированных налетов поднимались летчики 122 ИАД ПВО страны (768, 769 ИАП, а затем 767 и 966 ИАП), 19 и 20 гвардейских полков 7-ой ВА и летчики-североморцы. В Мурманском небе и всего Кольского полуострова шли ожесточенные воздушные бои, в которых враг нес большие потери. К сожалению потери не миновали и наших истребителей.
  15 мая 1942 года солнечное утро над городом Мурманск закрылось густыми "шапками" разрывов зенитных снарядов. Воздушные стервятники прорывались к городу. Наша тройка Харрикейнов с ведущим командиром звена Плехановым П.И. правым ведомым Калашниковым И.М. и левым ведомым Знаменским В.П. по зеленой ракете была поднята в воздух на отражение налета противника.
  В строй "клин" собрались над аэродромом "Арктика", боевую задачу получили по радио в воздухе и с набором высоты взяли курс в общем направлении на запад от зоны зенитных разрывов. Быстро набрали заданную высоту 5 км. и по командам с КП дивизии были выведены на группу бомбардировщиков. Увидев 12 Ю-88, мы с ходу атаковали их на встречно-пересекающемся курсе и "прошили" их строй из 36 пулеметов. От такого обстрела бомбардировщики нарушили строй и в беспорядке сбросили бомбы на сопки Заполярья и, не долетев до Мурманска, с левым разворотом стали уходить на Запад. Главная наша боевая задача была выполнена".
  За период 1942-1945 гг. летчиками 122 ИАД было уничтожено 196 самолетов противника. В 1944 г. За полное освобождение Печенгской /Петсамской/ области от немецко-фашистских захватчиков приказом Верховного  главнокомандующего от 1-го ноября 1944 г. дивизии было присвоено почетное  наименование Печенгской - 122-я Истребительная Авиационная Печенгская дивизия.
 
В начало страницы

Воспоминания бывшего начальника политотдела 122ой ИАПД полковника в отставке Александра Васильевича Тихомирова
(Полярная правда №87 от 13.04.75)
Сайт управляется системой uCoz