Пояснительная записка

 

Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание патриотизма у учащихся. Ныне эта черта личности подвергается серьёзным испытаниям. Существенно изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей неопределённостью будущее.

Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения патриотизм, т.е. уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранять традиции своей страны, формировать у школьников чувство национального самосознания. Без Родины нет человека, Индивидуальности, Личности. Утеряв Родину, человек теряет себя, своё лицо.

Если человек не знает истории своего народа, не любит и не уважает ее культурные традиции, то вряд ли его можно назвать достойным гражданином своего отечества.

У истинного патриота развито чувство долга перед Родиной. Народом, выражающееся в ответственности за свою страну, её честь, достоинство, могущество, независимость.

С этими задачами прекрасно справляется школьный музей.

Музей – учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.

Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира.

Школьные музеи, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. Такие музеи возникли как межпредметные кабинеты для хранения учебно - наглядных пособий по истории и природе родного края: собрания оформленных учащимися краеведческих материалов – гербариев, минералов, фотографий, воспоминаний и других предметов и документов. Школьные музеи в течение сравнительно короткого времени получили широкое распространение – в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания.

В разные периоды истории школьные музеи переживали подъёмы и спады, их то признавали главнейшим резервом для развития государственной музейной сети, то боролись с ними как с рассадниками отжившей идеологии.

Школьные музеи, как форма образовательной и воспитательной работы, создаются по инициативе выпускников, родителей, учащихся и педагогов школ. Они возникают как ответ на социальный заказ, который поступает образовательному учреждению от представителей ученической, родительской или педагогической общественности и как результат собственной поисково-собирательной и исследовательской деятельности. В музеях школы учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов. Являясь неформальными учебными подразделениями образовательных школ, музеи школы выступают как своеобразная часть музейной сети страны.

Собранные ими экспонаты входят в состав музейного и архивного фонда России.

 

Цели и задачи

 

Целью создания и деятельности школьного музея является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей должен стать не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства.

Цель музейной деятельности – формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за своё Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором военно-патриотической деятельности образовательного Учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.

 

Цели программы:

 

1. Сохранение исторической памяти и наследия, развития интереса к истории своего народа, поселка, школы.

2. Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности, ответственного отношения к культурно-историческому наследию своей страны.

3. Развитие мотивации личности к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей человечества через изучение и освоение малой родины.

4. Укрепление нравственных позиций учащихся, чувства собственного достоинства, гордости за свою школу, свою малую родину, за свою Отчизну.

 

Основные задачи:

 

 1. Продолжить изучение истории возникновения и развития Молочненской средней общеобразовательной школы и поселка Молочный.

 2. Проводить поисковую работу в целях пополнения фондов школьного музея.

 3. Помочь детям раскрыть свои способности, реализовать их в различных видах исследовательской деятельности.

 4. Воспитывать культуру общения с людьми старшего поколения.

 5. Вести поисковую работу по изучению жизни и деятельности выпускников, учителей школы, а также людей, которые прославили свой поселок.

6. На базе музея проводить уроки, посвященные героической борьбе русского народа, уроки мира, уроки мужества, организовывать встречи с ветеранами войны.

 7. Укреплять связи между образовательными учреждениями, учреждениями культуры, общественными организациями для решения задач воспитания у детей и учащейся молодёжи чувства гражданственности и патриотизма.

8. Приобщать учащихся к общественно-полезной работе, развивать деятельность по охране памятников истории и культуры. Развивать информационно-коммуникативные способности учащихся, воспитывать толерантность по отношению к другим людям.

 

Социальные функции школьного музея

 

Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой родине.

Школьный музей даёт возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, составлять факты и др.

Школьный музей – это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной творческой работы коллектива педагогов и учащихся.

Музейно – краеведческая работа – своего рода социальное сито, в процессе которой дети познают важность коллективной деятельности, учатся выбирать и критиковать своих лидеров, аргументировано дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения. Школьный музей позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Работа в составе Совета школьного музея, являющегося органом ученического самоуправления, прививает участникам навыки управленческой деятельности, воспитывает чувство сопричастности с происходящими событиями.

Овладение основами музейного дела, знакомство со спецификой различных профессий, ремесел, народных промыслов в процессе краеведческих изысканий оказывают определённое влияние на профессиональную ориентацию учащихся. Многие педагоги-руководители школьных музеев, других краеведческих объединений отмечают высокий процент выбора учащимися, занимавшимися музейной деятельностью, профессий гуманитарного характера: педагогика, музейное, архивное, библиотечное дело и т.п. Нередко ученики, занимавшиеся военно-историческими краеведческими изысканиями, становятся профессиональными военными, пожарными, работниками правоохранительных органов и т.п.

 

Принципы работы школьного музея

 

Существующая практика музейного дела выявила необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов.

Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом. Проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея.

Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приёмов и форм учебной и внеучебной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.

Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором создания и жизни музея.

Помощь руководителю музея, Совету музея со стороны учительского коллектива, ветеранов педагогического труда.

Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда.

Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиции, проведении экскурсий, во всей деятельности музея.

Строгий учёт, правильное хранение и экспонирование собранных материалов. Организация постоянных связей с государственными музеями и архивами, их научно-методическая помощь школьным музеям.

 

Формы работы в школьном музее

 

Учебная работа:                                  Воспитательная работа:

- практическая работа на местности;                 - кружки, экскурсии, походы;

- учебные экскурсии вне музея;                         - туристические поездки;

- уроки в музее;                                                    - встречи, читательские конференции

- экскурсии в музее;                                            вне музея;

- самостоятельное изучение.                              - встречи, сборы, собрания;

                                                                               - экскурсии, встречи в музее

 

Стратегия и механизмы достижения поставленных целей.

 

 Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п.

 

Основные направления деятельности школьного музея:

 

1.                  История начальной школы.

2.                  История семилетней и восьмилетней школы.

3.                  Реформа школы.

4.                  Гордость школы.

5.                  Наш край в годы Великой Отечественной войны.

6.                  Школа третьего тысячелетия.

 

Принципы работы школьного музея.

 

Существующая практика музейного дела предполагает необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов:

 

·                      Свобода выбора детьми направления своей деятельности в музее на основе своих интересов и потенциальных возможностей;

·                      Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором развития музея;

·                      Партнёрство всех школьных структур в организации воспитательной работы школы;

·                      Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда;

·                      Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиций, проведении экскурсий, во всей деятельности музея;

·                      Строгий учет, правильное хранение и экспонирование собранных материалов.

·                      Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом;

·                      Проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея;

·                      Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.;

 

Основные виды деятельности школьного музея:

 

·                      Поисковая деятельность.

·                      Исследовательская деятельность учащихся.

·                      Экскурсионно – просветительская деятельность.

·                      Оформительская деятельность.

·                      Методическая работа.

 

Организация поисковой деятельности:

 

·                      Работа с архивными документами. Работа с периодической печатью, сбор газетных, журнальных статей об интересных людях и событиях школы, поселка;

·                      Встречи с участниками и очевидцами исторических событий, запись их воспоминаний, фотографирование. Переписка с земляками, проживающими за пределами поселка, области,

·                      Посещение района исследования, изучение данного вопроса на месте, фотографирование зданий и других исторических объектов.

·                      Поиск и сбор предметов материальной и духовной культуры;

·                      Консультации с работниками библиотек, архивов, музеев и т.д.

·                      Создание экспозиций, разделов музея, оформление интерьера музея школы;

·                      Проведение экскурсионной работы в музее.

 

Исследовательская деятельность

 

·                      Написание ученических исследовательских работ в форме докладов и рефератов и участие в районных научно - практических и краеведческих конкурсах, олимпиадах, семинарах и т.п. на уровне района, области.

 

Экскурсионно-просветительская деятельность:

 

·                      проведение встреч, праздников, экскурсий и т.д. по содержанию составленных литературных композиций;

·                      организация литературно-краеведческих конференций по опубликованным в печати исследовательским работам учащихся школы;

·                      участие в областных, районных конкурсах сочинений, краеведческих чтениях, презентациях школьных музеев и т.п.;

·                      сотрудничество с районной газетой;

 

Оформительская деятельность:

 

·                      составление альбомов, дневников, докладов-отчетов, рефератов;

·                      оформление выставок, плакатов, планшетов, стенгазет, альбомов-раскладушек;

·                      оформление экспозиций, витрин для школьного музея;

·                      создание рукописной Книги Памяти (воспоминания участников войны).

 

Методическая деятельность

 

·                      выступления на РМО и районных и областных семинарах руководителя музея;

·                      создание книжек-буклетов, видео экскурсий по экспозициям, материалам школьного музея;

·                      разработка методических рекомендаций по работе школьного музея;

·                      создание презентаций по материалам архива музея;

·                      разработка сценариев мероприятий, программ, викторин конкурсов, методических рекомендаций.

 

Руководство работой школьного музея.

 

Руководит деятельностью школьного краеведческого музея Совет музея, в состав которого входят педагоги и учащиеся 5-11 классов. Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначаемый приказом директора школы. В своей деятельности музей руководствуется Уставом школы, Положением о школьном музее, программой деятельности музея и ежегодным планом работы.

 

Сроки действия программы. Программа рассчитана на 4года. (2010-2013 гг.)

 

Участники программы. Совет школьного музея, учащиеся школы 5-11 классов классные руководители.

 

Предполагаемые конечные результаты и их социальная значимость.

 

Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.

Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Участвуя в краеведческих походах и экспедициях, школьники получают физическую закалку, овладевают необходимыми туристическими навыками, учатся жить в автономных условиях. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно – исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы: умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, сопоставлять факты и др. Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории, встречаясь с выпускниками школы и их родными, очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевым изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, традициях школы, города, учатся понимать, как история школы связана с историей малой Родины и с историей огромной России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе, школе.

 

Таким образом, конкретизируются и расширяются знания и представления детей, почерпнутые при изучении школьного курса истории и обществоведения.

 

Оценка результатов.

 

Эффективность достижения целей программы будет оцениваться:

 

Во-первых: уровнем сформированности таких ценностных ориентиров, как любовь к Родине, интерес к истории, культуре своего народа; компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации; компетентности в сфере гражданско-общественной социальной деятельности;

Во-вторых: результатами участия в краеведческих конкурсах, конкурсах исследовательских работ, массовых мероприятиях по военно-патриотическому и гражданскому воспитанию.

 

Планирование работы школьного музея

 

Организационная работа

 

п/п

Название мероприятия

Время проведения

Ответственные

1.

Приобретение необходимого оборудования: стенды, стеллажи и т.д.

2012-2013г.г.

Директор школы

2.

Составление и утверждение календарного плана работы музея.

Ежегодно до 01.10.

Руководитель музея

3.

Создание или обновление состава Совета музея, группы «Поиск», лекторской группы.

Ежегодно до 01.10.

Руководитель музея

4.

Разработка нормативной базы музея: новое Положение о школьном музее, Устав музея.

До конца 2011года

Руководитель музея

5.

Провести и паспортизацию музея на новый срок.

2012 год

Руководитель музея

 

Работа с фондами школьного музея

 

1.

Инвентаризация имеющихся музейных предметов.

Постоянно

Группа «Поиск»

2.

Систематизация музейных экспонатов по разделам и темам.

Постоянно

Группа «Поиск»

3.

Ведение инвентарной книги поступлений музейных экспонатов на постоянное хранение.

По мере поступления

Группа «Поиск»

4.

Обновление Книги памяти об участниках Великой Отечественной войны

2012 год

Совет музея

5.

Создание архива музея в электронном варианте.

2013 год

Совет музея

6.

Создание электронной картотеки музейных экспонатов.

2012 год

Совет музея

 

Поисковая работа

 

1.

Работа с архивными материалами в школе.

Постоянно

Группа «Поиск»

2.

Работа в районном архиве.

По мере необходимости

Группа «Поиск»

3.

Работа в библиотеках поселка, района, области.

По мере необходимости

Группа «Поиск»

4.

Работа с документами в поселковой и районной администрации.

По мере необходимости

Группа «Поиск»

5.

Запись воспоминаний выпускников, учителей, очевидцев событий и т.д.

Постоянно

Группа «Поиск»

6.

Поиск материалов и документов о бывших учителях, директорах, выпускниках школы, переписка с ними.

Постоянно

Группа «Поиск»

7.

Встречи с ветеранами Вов, их родственниками, запись воспоминаний.

2010 – 2013 г.г.

Совет музея, группа «Поиск»

8.

Сбор материала о работниках тыла в годы войны (воспоминания, сбор анкет).

Весь период

Группа «Поиск»

 

Оформление экспозиций и разделов музея

 

1.

Пополнить материалами музей и инвентарную книгу Грамотами, благодарственными письмами участников военных действий в Заполярье, участников ВОВ, ветеранов педагогического труда.

2010-2013г.г.

Группа «Поиск»

2.

Оформление альбома об участниках Великой Отечественной войны, проживающих в поселке Молочный, работниках тыла.

Постоянно,

весь период

 

3.

Оформление альбома. Основные направления работы школы в 90-е годы.

Весь период

 

4.

Сбор материала и оформление альбома: школа 3 тысячелетия.

Январь-май 2011/2012учебного года

 

5.

Оформление альбома о ветеранах педагогического труда, отличниках просвещения, учителях, имеющих высшую и первую категорию.

Весь период

 

6.

Оформление материалов о Л.А.Гальченко

2012 год.

 

7.

Оформление экспозиции музея «Выпускники школы – известные люди» (рабазвание).

2012-2013 годы

 

7.

Сбор материалов и оформление альбомов об истории создания и развития предприятий на территории поселка.

2010 – 2013 г.г.

 

Группа «Поиск»

 

Просветительская работа

 

1.

Проведение экскурсий и бесед по темам:

«Обзорная экскурсия»;

«История начальной школы»;

«История семилетней и восьмилетней школы»;

«История школы»;

«Директора школы»;

«Выпускники школы»;

«Школа третьего тысячелетия»;

«Поселок в годы Вов» и др.

Весь период

Лекторская группа

2.

Участие во внеклассных и внешкольных мероприятиях (по отдельному плану)

2010 – 2013 г.г.

Совет музея

3.

Сотрудничество с местной прессой – печатание статей по материалам школьного музея.

2010 -2013 г.г.

Руководитель музея

4.

Сотрудничество со школьными музеями района, области.

Весь период

Совет музея

5.

Сотрудничество с музеями города.

Весь период

Совет музея

6.

Участие в слете активистов школьных музеев.

2011 -2013 годы

Руководитель музея

7.

Участие в областном конкурсе музеев ОУ Мурманской области «Память бережно храним»

2011 -2013г.г.

Руководитель музея

8.

Проведение Дня открытых дверей в музее школы.

Апрель 2012, 2013г.г.

Совет музея

 

Исследовательская деятельность учащихся

 

1.

Подготовка и написание докладов и рефератов по темам музея.

Весь период

Руководитель музея, учителя истории

2.

Участие в районных конференциях, посвященных годовщинам освобождения Заполярья от немецко-фашистских захватчиков.

Октябрь

Руководитель музея, учителя истории

3.

Участие во Всесоюзных, региональных и др. конкурсах по военно-патриотическому воспитанию

По плану

Администрация школы, руководитель музея

4.

Участие в апробации музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей».

По плану программы

Руководитель программы, учителя начальной школы

 

Методическая работа

 

1.

Тематическое планирование классных часов по материалам музея.

Весь период

Руководитель музея, классные руководители

2.

Выступление на РМО и семинарах по работе музея и военно-патриотическому воспитанию

По плану РМО

Руководитель музея

3.

Создание презентаций по материалам архива музея.

Весь период

Руководитель музея, учителя и учащиеся школы

4.

Создание видеоэкскурсий по экспозициям музея

2012-2013г.г.

Совет музея

5.

Написание методических разработок по военно-патриотическому воспитанию и материалам музея.

По мере возможности

Руководитель музея

 

ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ (общешкольных)

 

п/п

Содержание материала

Дата

Ответственный

1.

Проведение встреч Защитников Заполярья, тружеников тыла, посвященных годовщинам разгрома фашистских войск в Заполярье

Ежегодно

октябрь-ноябрь

Совет музея

2.

Проведение классных часов, уроков мужества

Ежегодно, по отдельному плану

Классный руководитель

3.

«Изучение истории пос. Молочный по воспоминаниям учителей, работающих в школе» (к 70-летию школы)

Весь период

Совет музея

4.

Проведение военно- спортивных мероприятий с приглашением участников Великой Отечественной войны и военнослужащих:

- Праздники:

«А ну-ка мальчики»

«Мы парни бравые»

Смотр строя и песни

Рыцарские турниры

- Военно-спортивные игры «Зарница», «Зарничка»

- Конкурс «Статен в строю силен в бою»

 

 

 

Февраль

 

 

 

Апрель

Февраль

Преподаватель-организатор ОБЖ, руководители МО классных руководителей, преподаватели физической культуры

5.

Проведение традиционного конкурса стихов, посвященного Дню Победы.

Май,

ежегодно

Совет музея, учителя литературы

6.

Проведение экскурсий:

а) в краеведческий музей

б) в музей Арктики

в) в музей 1-го корпуса ПВО

г) музеи школ гурманска

По графику

Совет музея, Совет ветеранов

7.

Организация «Вахты памяти» посвященной Дню Великой Победы (по плану)

Ежегодно (2005-2010 год)

Совет музея администрация

8.

Организация и проведение мероприятий, посвященных Дню рождения Кольского района.

2010-2013 г. г.

Совет музея классные руководители

9.

Организация и проведение мероприятий, посвященных Дням рождения гурманска и Мурманской области

2010-2013 г. г.

Совет музея классные руководители

10.

Организация мероприятий к 70 - летию школы ( по плану)

Ноябрь 2010г.

Совет музея администрация

11.

Проведение краеведческой научно-практической конференции в начальной школе.

Апрель, ежегодно

Совет музея, учителя начальных классов

12.

Совместная работа с краеведческим кружком Севрюгиной Н.М. (начальная школа)

2010-2011 учебный год

Быстрова Н.М., Севрюгина Н.М.

13.

Участие в апробации музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей!»

2011-2013г.г.

Быстрова Т.Ф.

14.

Совместная работа и организация экскурсий для военнослужащих подшефной воинской части 39348.

Весь период

Быстрова Т.Ф., командир в/ч 39348.

 

Сайт управляется системой uCoz