Самые большие были налеты на Мурманск в мае, июне 1942 г., когда прибывали караваны английских судов с военными грузами, продовольствием. Сотни вражеских самолетов шли на город в три яруса по 100 шт. Тысячи тонн бомб падали на порт, на город, на головы людей. В это голос человеческий не слышен был. Солнца затмилось дымом от пожаров. Горел город, горел порт, в нем корабли иностранные и наши. Казалось вода кипела в заливе от бомб и снарядов, которые били по самолетам.
Защищая советское Заполярье, мы знали, что творили фашисты на Украине, Белоруссии, на Смоленщине. Мы знали о блокаде Ленинграда и свои скудные пайки посылали детям, старикам Ленинграда. Знали, что фашисты рвались к Москве. Мы все знали. Ненависть к врагу горала в наших сердцах, в сердцах солдата Заполярья.
Я была ближе к летному составу. Знала по имени всех из наших полков (767-768-769...). Заряжая самолет фотокассетами, позже фото-кинопулеметы, перед каждым вылетом докладывала летчику о готовности к работе фотоустановки.
Провожала в бой и встречала не каждого. Так было с летчиком Знаменским С.П. Установив фотокассату я докладывала летчику:"Тов. капитан, фотоустановка заряжена, проверена, к бою готова!". Капитан Знаменский должен был дать мне команду: "От винта!". Но ее не было, он сказал: "Прощай!" и показал рукой в небо, где шли фашисты. Почему прощай? Почему... почему..., я долго повторяла. Из этого полета наш Слава не возвратился.
Долго мы ждали, часто смотрели в небо, авось возвратится. Но этого не было. Занесла в свой список-днавник еще одного погибшего в сопках героя.
Через 40 лет на встрече однополчан в города Мурманске (1985г.) мне представляют полковника Знаменского Станислава Павловича. Жив! Жив! Значит Славка жив! А я то все годы держала его в списках погибших. Волнение мое и радость не описуемы.
В 1944 г. наши полки получили новые отечественные самолеты "Як-7", "Як-9". Быстро овладели их маневром в воздушных боях летчики: Матвеев, Шпырко, Козлов, Федоров, Рябов, Бабаков, Малышев.
Звено командира Матвеева В.А. в короткой схватке сбило три "М-109". С появлением "яков" немецкие самолеты уже не рисковали появляться над Мурманском. А наши летчики продолжали отшлифовывать свое боевое мастерство. Они еще глубже изучали материальную часть самолета, тренировочные полеты, вырабатывали верный глаз и твердую руку при воздушных стрельбах по конусу.
Ох, как мечтали они о том дне, который пришел 7 октября 1944 г. В этот день началось наступление советских войск на Крайнем Севере. Пришел на нашу улицу праздник. Три года в обороне мы мечтали о нем. Три года мы ждали его и жили им.
Небывалое настроение царило на аэродроме, когда прибыл приказ о наступлении. У мужественных людей, на счету которых есть не один сбитый вражеский самолет, слезы на глазах, когда им не разрешали боевой вылет.
Нетерпение владело летчиками. Как крылатые мстители устремлялись они на врага. Крещенные огнем и мечом, они выдержали с блеском. В своих первых же боях молодые летчики Бабушкин, Кривошеей, Рябов, Дамин сбили по одному самолету противника.
Летчики Авдеев, Зайцев, Ушаков, Зюзин, Федоров, Андреев и др. к прежним победам добавили новые боевые достижения.
Пусть простят меня товарищи из БАО, о них ни слова. Хотя сама из БАО, но я находилась в гуще техников, летчиков, считала и считаю, что наша работа по обслуживанию не такая важная.
Если хорошо работала рота связи, авторота, аэродромная рота, санчасть, то это были солдаты Заполярья.
Самой высокой оценкой нам было три благодарности Верховного Командования за освобождение Печенгской обл. и медаль "За оборону Советского Заполярья".
И навеки в памяти те, которые дотянули до своего аэродрома и остались лежать на берегу реки Кола, поселок Молочное "Арктика".