Воспоминания Гончар А.Ф.
А.Ф.Гончар
Солдат Заполярья
Анна Филиповна Гончар, бывший аэрофотолаборант-дешифровщик
7-го БАО, 122-й ИАД ПВО
  До войны 1941 года я жила и работала в поселке Мурмаши Мурманской области. Была близко знакома с работой (со службой) военного аэродрома, его личным составом.
  Знала, что немецкие самолеты нарушали наши границы с 15 июня 1941 г., они летали над нашими водами, обстреливали сторожевые катера. Иногда наши "И-16" (истребители) поднимались в воздух, но в бой не вступали. В Москву не сообщали, т.к. боялись Сталина, что накажет (посадит)  за бдительность.
  Летный состав был в тревоге, пахло войной. Многие из личного состава находились в отпусках. Материальная часть в большинстве была на ремонте. (Не помню название в/ч).
  В 4 часа утра мы уже знали о нападении Германии. По тревоге личный состав был на своих местах (аэродроме). А в 6 часов   уже слушали по радио выступление Молотова о том, что вероломно напала на нашу Родину Германия.
  В 12 час.дня 22 июня в клубе Туломской ГЭС проводился митинг, на котором выступили начальник ГЭС тов.Воронов, секретарь парторганизации Поддубный и др. (возможно исказила фамилии). Речи были короткими: "Враг будет разбит, победа будет за нами"!
  А в ночь следующего дня над поселком Мурмаши высадился немецко-финский десант около 600 чел., вооруженые автоматами и даже велосипедами. Часть из них в гражданской одежде - робе.

Председатель поселкового Совета п.Молочный Захаров Анатолий Григорьевич встречает ветеранов.
Председатель поселкового Совета п.Молочный Захаров Анатолий Григорьевич встречает ветеранов.
  Нам, рабочим и служащим поселка (в то время их было мало, лето) выдали винтовки, по 2 гранаты и противогазы. Военные построили нас  по-взводно и повели в горы, в засаду.
  Трое суток (мой) взвод лежал в засаде на высокой горе, так нам и не довелось увидеть десантника. Зато их задерживала в поселке возле ГЭС, бензозаправке и др. местах, на Ж.Д.дороге.
  В школе, где я работала, формировался 7-й БАО, начальником был капитан Капейкин, начальник штаба старший лейтенант Серебрянников С.С. Аэродром бомбили, личный состав выходил из строя. БАО еще не укомплектован личным составом и техникой. Не хватало специалистов по обслуживанию летных частей. Командир автороты (которой еще на было) Большаков Д. спросил меня - умею ли я ездить на автомашине - водить. Нет говорю. А на чем ты можешь ехать? На велосипеде. - Садись в кабину (БЗ-3) бензозаправщик. Говорит: "это руль, это педаль, это газ и т.д"
  Обвез меня вокруг аэродрома, а теперь сама... Срок дал 3 дня изучить машину. Ребята (шоферы) помогали, давали ездить на склад. На 4-й   день с колонной автомашин поехала в Ваенгу за горючим. По дороге около Колы нас обстреляли из немецкого самолета. Конечно, я плакала, не от страха, а от того, что на доехала до Ваенги и не довезла так нужное горючее для заправки самолетов.
  Потом меня посадили на другую машину "стартер" запускать самолеты. Тут у меня хорошо получалось. В БАО подошло пополнение. Меня перевели в отделение аэрофотослужбы лаборантом-дашифровщиком. Так до дня Победы выполняла сложную и нужную работу. Если бы все мной проявленные пленки вытянуть в одну полоску, то наверняка хватило бы от Мурманска до Одессы.
  Зимой 1941 г. наш 7-й БАО перебросили на ст.Тайбола. Там была тяжелая обстановка и угрожало Кировской железной дороге. Обслуживали полки бомбардировщиков. Но вскоре аэродром был закрыт. Обнаружено было месторождение урана. Все взято под строгую охрану. 5 февраля 1942 г. была сформирована 122-я истребительная авиадивизия (ИАД) ПВО. Базировались ст.Выходной, т.е. пос.Молочный, под названием "Арктика".

Встреча через 30 лет после войны
Встреча через 30 лет после войны
Встреча с учениками школы 24
Встреча с учениками школы 24
В музее школы 24
В музее школы 24
  Из порта завозили ящики с английскими истребителями "Харрикейн". Прямо на аэродроме их собирали техники и летчики. Они спешили скорее в бой. Летчики прибыли из училищ молоденькие, их там не учили летать на английских истребителях. Помню, прилетал к нам уже прославленный летчик Заполярья Борис Сафонов (из морской авиаций). Он учил молодых летчиков быстрой сборке самолета, учил летать. Я переводила меры длины, веса из английского на русский и отпечатывала на фото открытки для каждого летчика (для пользования). Помогала техникам, подносила детали, обтирала смазку, старалась все запоминать что к чему.
  Зимой I94I-I942 г.г. над Колой и Мурманском появлялись немецкие бомбардировщики в сопровождении истребителей. Шли жестокие воздушные бои в самых суровых условиях Заполярья. Аэродром заносило снегом, гололед. Круглосуточно чистили взлетные дорожки. Взлет, а посадку делать невозможно. Не видно полосы. Все же взлетали и вели жестокие бои с вражескими самолетами. Летали в метель и сильные морозы. С наступлением полярного дня начались массовые налеты фашистских самолетов на Мурманск.
5 февраля 1942 года на Мурманск шла группа вражеских самолетов в количестве 20 штук "M-I09". Завязался воздушный бой, в котором наши летчики сбили 10 "М-109". В этом бою отличились летчики: Скачков, Кривошеев, Кузнецов, Малышев, Федоров, Ильин. О них писала наша дивизионная газета. Фашисты немного опомнились, поторжествовали о своих 10 погибших и 23 февраля 1942 г. вновь бросают группу самолетов "М-109" в количестве 17 шт., чтобы отомстить за потери.
  Они были встречены в районе Колы и Мурмашей нашими 8 истребивши под командованием капитана Тягунова. Завязался воздушный бой. В этом бою было сбито 4 самолета противника. Мы потеряли 2 самолета, два наших товарища погибли: лейтенант Мельников подбитый без боеприпасов пошел на посадку в п.Мурмаши. По пути напал на "M-I09" и таранил его. Сам пал вблизи аэродрома Мурмаши, сгорел.
Среди друзей-ветеранов
Среди друзей-ветеранов
  В этом бою погиб и капитан Тягунов, загорелся в воздуха, упал в районе Дровяного. В день Советской Армии потеряли двух летчиков.
          Он заснул. Прислонился щекою к холодной кабине.
          А вокруг неподвижные горы на страже стоят.
          Заходящее солнце склонилось к солдатской могиле
          И безмолвно грустит, словно старая мать.
Не знаю, чьи это слова, а может и мои? Но мне кажется, что четырехстишье о них, погибших тут, в Заполярье.
  23 апреля 1942 г. большая группа фашистских самолетов прорвалась к городу Мурманск. В бой вступили наши летчики. Совсем молодой Сергей Нагуляев израсходовал все боеприпасы и с возгласом "За Родину, за Сталина!" ушел на таран. Сергей погиб смертью храбрых.
  Городу угрожала опасность, оценив обстановку комиссар эскадрильи майор Чачин поднялся в воздух на выручку товарищей. Чачин ринулся в атаку, стремясь внести панику в строй врага. Со словами: "За. Родину, за партию иду на таран!". Он свой самолет направил на вражеский бомбардировщик и таранил его. Бомбардировщик врага врезался в землю, остальные в испуге пробросали бомбы в сопках и ушли во свояси.  В одном бою два тарана. Два друга наших, два сына народа отдали жизни за город Мурманск.
  Летчик Анохин С. вступил в бой с семеркой немецких старвятников. Да так дрался, что на земле восхищались его отвагой. На помощь Анохину поднялись еще три наших истребителя: Краснов, Огольцев, Иванов, но Анохина ужа не было в небе. Они сбили три мессера.
  Анохин раненый пришел (домой) на свой аэродром через три дня. А мы уже считали его погибшим в горах. От радости все обнимали, целовали, качали.

Минута молчания
Минута молчания
  Самые большие были налеты на Мурманск в мае,  июне 1942 г., когда прибывали караваны английских судов с военными грузами, продовольствием. Сотни вражеских самолетов шли на город в три яруса по 100 шт. Тысячи тонн бомб падали на порт, на город, на головы людей. В это голос человеческий не слышен был. Солнца затмилось дымом от пожаров. Горел город, горел порт, в нем корабли иностранные и наши. Казалось вода кипела в заливе от бомб и снарядов, которые били по самолетам.
  Защищая советское Заполярье, мы знали, что творили фашисты на Украине, Белоруссии, на Смоленщине. Мы знали о блокаде Ленинграда и свои скудные пайки посылали детям, старикам Ленинграда. Знали, что фашисты рвались к Москве. Мы все знали. Ненависть к врагу горала в наших сердцах, в сердцах солдата Заполярья.
  Я была ближе к летному составу. Знала по имени всех из наших полков (767-768-769...). Заряжая самолет фотокассетами, позже фото-кинопулеметы, перед каждым вылетом докладывала летчику о готовности к работе фотоустановки.
  Провожала в бой и встречала не каждого. Так было с летчиком Знаменским С.П. Установив фотокассату я докладывала летчику:"Тов. капитан, фотоустановка заряжена, проверена, к бою готова!". Капитан Знаменский должен был дать мне команду: "От винта!". Но ее не было, он сказал: "Прощай!" и показал рукой в небо, где шли фашисты. Почему прощай? Почему... почему..., я долго повторяла. Из этого полета наш Слава не возвратился.
  Долго мы ждали, часто смотрели в небо, авось возвратится. Но этого не было. Занесла в свой список-днавник еще одного погибшего в сопках героя.
  Через 40 лет на встрече однополчан в города Мурманске (1985г.) мне представляют полковника Знаменского Станислава Павловича. Жив! Жив! Значит Славка жив! А я то все годы держала его в списках погибших. Волнение мое и радость не описуемы.
  В 1944 г. наши полки получили новые отечественные самолеты "Як-7", "Як-9". Быстро овладели их маневром в воздушных боях летчики: Матвеев, Шпырко, Козлов, Федоров, Рябов, Бабаков, Малышев.
  Звено командира Матвеева В.А. в короткой схватке сбило три "М-109". С появлением "яков" немецкие самолеты уже не рисковали появляться над Мурманском. А  наши летчики продолжали отшлифовывать свое боевое мастерство. Они еще глубже изучали материальную часть самолета, тренировочные полеты, вырабатывали верный глаз и твердую руку при воздушных стрельбах по конусу.
  Ох, как мечтали они о том дне, который пришел 7 октября 1944 г. В этот день началось наступление советских войск на Крайнем Севере. Пришел на нашу улицу праздник. Три года в обороне мы мечтали о нем. Три года мы ждали его и жили им.
  Небывалое настроение царило на аэродроме, когда прибыл приказ о наступлении. У мужественных людей, на счету которых есть не один сбитый вражеский самолет, слезы на глазах, когда им не разрешали боевой вылет.
  Нетерпение владело летчиками. Как крылатые мстители устремлялись они на врага. Крещенные огнем и мечом, они выдержали с блеском. В своих первых же боях молодые летчики Бабушкин, Кривошеей, Рябов, Дамин сбили по одному самолету противника.
  Летчики Авдеев, Зайцев, Ушаков, Зюзин, Федоров, Андреев и др. к прежним победам добавили новые боевые достижения.
  Пусть простят меня товарищи из БАО, о них ни слова. Хотя сама из БАО, но я находилась в гуще техников, летчиков, считала и считаю, что наша работа по обслуживанию не такая важная.
  Если хорошо работала рота связи, авторота, аэродромная рота, санчасть, то это были солдаты Заполярья.
  Самой высокой оценкой нам было три благодарности Верховного Командования за освобождение Печенгской обл. и медаль "За оборону Советского Заполярья".
  И навеки в памяти те, которые дотянули до своего аэродрома и остались лежать на берегу реки Кола, поселок Молочное "Арктика".

Подарок ученикам Молочненской средней школы
Подарок ученикам Молочненской средней школы
767 истребительный авиаполк

  1. Ст. лейтенант Антонов Александр Павлович 1918 г.р. - погиб 17.02.43 г.
  2. Капитан Дрозд Павел Миронович 1915 г.р. - погиб 13.12.42 г.
  3. Ст. лейтенант Плеханов Петр Иванович 1918 г.р. - погиб 07.04.44 г.
  4. Лейтенант Петренко Василий Никифорович 1920 г.р. - погиб 10.02.43 г.
  5. Мл. лейтенант Соколов Александр Петрович 1917 г.р. - погиб 18.06.42 г.
  6. Ст. лейтенант Точилкин Федор Иванович 1917 г.р. - погиб 10.03.43 г.

768 истребительный авиаполк

  1. Капитан Воробьев Александр Георгиевич 1911 г.р. - погиб 23.09.43 г.
  2. Лейтенант Кутуза Михаил Алескеевич 1920 г.р. - погиб 25.04.45 г.
  3. Лейтенант Кривобоков Владимир Иванович 1921 г.р. - погиб 16.09.44 г.
  4. Мл. лейтенант Лушаков Лев Петрович 1921 г.р. - погиб 25.04.45 г.
  5. Мл. лейтенант Рябов Василий Дмитриевич 1921 г.р. - погиб 18.12.43 г.

769 истребительный авиаполк

  1. Мл. лейтенант Братош Борис Евгеньевич 1921 г.р. - погиб 22.08.43 г.
  2. Мл. лейтенант Дыгало Николай Степанович 1921 г.р. - погиб 25.04.43 г.
  3. Мл. лейтенант Колчанов Евгений Ленидович 1923 г.р. - погиб 23.09.43 г.
  4. Майор Олисов Александр Петрович 1914 г.р. - погиб 23.03.43 г.
  5. Мл. лейтенант Ярополов Леонид Игоревич 1921 г.р. - погиб 16.10.44 г.

  И так далее, их много, очень много. Часть погибших захоронено в пос.Мурмашах, Дровяном, Шонгуе, Коле, а часть унесли Кольские воды, на берегу реки которой было первичное кладбище. А сколько остались в сопках Мурманска, еще не подсчитано.

И снова хочется сказать стихами:

          Спите, герои
          Спокойно спите,
          И путь над вами лавину событий
          Бесшумно проносят века...

          Спать вам долго,
          Укрой их Кольская река.
          Да будет тихим их сон!
          Сергея, Ивана, Петра, Николая
          Над ними листвой шевеля.

          В себя приняла земля Заполярья...
          Стань матерью им,
          И покой сохраняя
          Северная наша земля!

  Летчики летают парами, парами и погибают:

23 февраля 1942 г. Мельников   - таранил фашистский самолет
23 февраля 1942 г. Тягунов        - погиб в одном бою с Мельниковым.

23 апреля 1942 г. Нагулявв        - таранил фашистский самолет
23 апреля 1942 г. Чачин             - таранил фашиста в одном бою с Нагуляевым.

23 сентября 1943 г. Воробьев    - погиб над Мурманском
23 сентября 1943 г. Колчанов    - погиб в одном бою с Воробьевым.

16 октября 1944 г. Кривобоков  - погиб за освобождение Петсамо
16 октября 1944 г. Ярополов     - погиб в одном бою с Кривобоковым

25 апреля 1945 г. Кутуза          - погиб при перехвате врага
25 апреля 1945 г. Лащуков      - погиб в одном бою с Кутуза М.

  Только в мае 1942 г. был 71 фашистский налет на гор.Мурманск. За 1942 год над Мурманском было сбито 103 самолета противника. Произведено 200 воздушных боев.
  За Петсамо 122-я ИАД получила три благодарности Верховного знокомандующего. 180 человек награждены орденами и медалями. 5 человек получили орден Ленина, 20 человек орден Красной Звезды.
(Данные из материалов газет)

  В день 45-летия освобождения Советского Заполярья еду в Мурманск. Ничуть не жалею, что отважилась в таком возрасте, мне, как и Мурманску - 73. Для города это мало, город юный, а для меня страшновато преодолеть все три тысячи километров.
  Счастья вам Мурманчане, в вашем молодом прекрасном городе. Мы все сделали, ценою жизней, чтобы вы были счастливы и не видели над городом то, что видели мы в I94I-I944 г.г.

Солдат Заполярья   Анна ГОНЧАР
Одесса-89.

Сайт управляется системой uCoz