П Р О Г Р А М М А

по гражданскому и военно-патриотическому воспитанию

в МОУ Молочненской СОШ на 2009-2012 годы.

 

Объяснительная записка

 

Программа   по гражданскому и военно-патриотическому воспитанию Молочненской СОШ на 2009-2012 годы является продолжением программы “Воспитание гражданина России” на 2005-2008 годы и разработана на основе Государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы.

В соответствии со стратегическими целями государства по обеспечению стабильного и устойчивого социального развития, укрепления обороноспособности страны Программа определяет содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания  учащихся школы  и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.

Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и в случае необходимости встать на его защиту.

Только любовь к своему Отечеству, осмысление своей истории, проявление уважения к предкам, искренние переживания по поводу

достижений и недостатков всех реформ, проводимых государством, может вызвать в человеке те духовные качества, которые и определяют его как личность, как гражданина.

Патриотическое воспитание представляет собой организованный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие ребенка. Работа в этом направлении должна проводиться комплексно, совместными усилиями родителей, работников органов государственного управления и образовательных учреждений всех видов и типов.

Педагогический коллектив школы считает необходимым продолжение работы, направленной на решение всего комплекса проблем патриотического воспитания детей и молодежи, для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости, любви к Отечеству, природе, своему народу и готовности к его защите, программными методами.

 

Основными задачами данной программы являются:

 

-    продолжение создания системы патриотического воспитания,

-   формирование патриотического сознания,

-   участие в реализации государственной политики в области военно-патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи,

-   воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству и его вооруженной защите,

-   изучение истории и культуры Отечества и родного края,

-   участие в подготовке и проведении мероприятий по увековечиванию памяти защитников Отечества,

-   передача и развитие лучших традиций российского воинства,

-   противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в молодежной среде,

-   физическое развитие молодежи и детей, формирование здорового образа жизни,

-   участие в подготовке граждан к военной службе.

 

 

Основные направления патриотического воспитания:

 

Духовно-нравственное. Цель – осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

 

Историческо-краеведческое.  Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.

Гражданско-патриотическое воспитание. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.

 

Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

 

Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности  к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

 

Героико-патриотическое. Составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.

 

Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

 

Формы деятельности:

 

-  организация работы по техническим и военно-прикладным видам спорта,

-  проведение военно-спортивных соревнований, игр, походов, экскурсий, показательных выступлений, войсковых стажировок,

-  поисковая работа по увековечиванию памяти защитников Отечества, участие в проведении поисковых экспедиций, установлении имен погибших, запись воспоминаний очевидцев памятных событий военной истории Отечества.

-  участие в сооружении и уходе за памятниками воинской славы, оказание помощи ветеранам военной службы и правоохранительных органов, семьям погибших при исполнении обязанностей военной службы, проведение мероприятий, связанных с памятными (победными) днями России, событиями военной истории родного края, воинской славы России, боевыми традициями армии и флота,

-  организация работы военно-спортивных и оздоровительных лагерей для молодежи и детей.

 

Содержание работы по гражданскому и военно-патриотическому воспитанию:

 

I. Вечная память героям российским

 

п/п

Содержание воспитательной работы

Сроки

Ответственные

1

День Победы

Вахта памяти

09.05.

Администрация, руководители МО

2

Уроки мужества

 

Классные руководители, совет музея

Ко дню освобождения Заполярья

Октябрь

Ко дню Победы

Май

Афганистан – незаживающая рана

Февраль

3

Встреча с ветеранами войны и труда

В течение года

Совет музея

4

Возложение венков к памятнику «Скорбящей матери» и памятному знаку на ул. Гальченко

Октябрь - май

Совет музея

5

Работа группы «Поиск»

 

В течение года

Быстрова Т.Ф., совет музея

6

Портрет героя земляка – защитника Отечества

 

 

7

Круглый стол «Патриоты России»

 

 

8

Классные часы:

В течение года

Классные руководители

«Ратные страницы истории Отечества»

- ордена и медали ВОВ

- города-герои

- полководцы и герои ВОВ

- основные битвы ВОВ

 

II. Общегосударственные праздники, профессиональные праздники

 

п/п

Содержание воспитательной работы

Сроки

Ответственные

1

Традиционное проведение в школе общегосударственных праздников:

 

Администрация, руководители МО

День народного единства

07.11.

День Конституции

11.12.

День Защитника Отечества

23.02.

Праздник весны и труда

01.05.

День России

12.06

2

Национальные праздники:

 

Классные руководители

День города Мурманска

01.10.

День космонавтики

16.04.

Дни славянской письменности

Июнь

3

Профессиональные праздники:

 

Администрация

 

День знаний

Сентябрь

День учителя

Октябрь

 

III. Будь готов к защите Родины

 

п/п

Содержание воспитательной работы

Сроки

Ответственные

1

Связь с шефами школы – в/ч

Совместный план работы

Преподаватель –организатор ОБЖ

2

Сдача нормативов спортивно–оздоровительного комплекса

Сентябрь - май

Инструктора по физической культуре

3

Участие в районном слете «Школа безопасности»

По плану района Администрация

Администрация

4

Организация и проведение 5-дневных военных сборов с учащимися 10-х классов

Май

Администрация

5

Соревнования по прикладной физической подготовке «Сильные, ловкие, выносливые»

Март

Инструктора по физической культуре

- среди юношей 10-11 классов

Апрель

- военно-спортивные игры

Февраль

6

Соревнования по стрельбе «Меткий стрелок»

Январь

 

7

- «Школа безопасности»

Март

 

 

IV. Военно-спортивные мероприятия

 

п/п

Содержание воспитательной работы

Сроки

Ответственные

1

Праздники:

Февраль

Преподаватель-организатор ОБЖ, руководители МО классных руководителей

«А ну-ка, мальчики»

«Мы парни бравые»

Смотр строя и песни

2

Проведение военно-спортивный игры «Зарница», «Зарничка»

Апрель

Администрация

3

Конкурс «Статен в строю, силен в бою»

Апрель

МО преподавателей физкультуры и ОБЖ, Максимова В.Н.

Конкурс-концерт «На привале!»

Рыцарские турниры (начальная школа)

«Зарница» и «Зарничка»

 

V. Мой край – малая Родина

 

п/п

Содержание воспитательной работы

Сроки

Ответственные

1

Экскурсии по историческим местам, музеям гурманска и области

В течение года

Классные руководители, родители

2

Работа музея школы по направлениям:

В течение года

Быстрова Т.Ф., совет музея

История Великой отечественной войны в Заполярье

История поселка Молочный

История школы

3

Конкурс «Костер дружбы» (в художественной форме представить свой родной край, его обычаи и праздники, достопримечательности, народных героев, деятелей культуры)

Декабрь

Совет музея

 

VI. Изучение и использование государственной символики и официальной символики Мурманской области

 

п/п

Содержание воспитательной работы

Сроки

Ответственные

1

Участие во Всероссийских конкурсах: «Овеянные славою флаг наш и герб»

 

 

2

Оформление стендов посвященных государственной и региональной символике

Сентябрь – октябрь

 

3

Организация выставки литературы о государственных и региональных символов

Октябрь

Давыдова В.Н.

4

Проведение классных часов по теме:

10.10 - 17.10

 

 

В течение года

Классные руководители

- история возникновения российского флага

- Герб РФ, его история

- Символика городов Мурманской области

«Я – гражданин России»

Государственная и военная символика

5

Изучение гимна России на уроках музыки

 

Селявина М.В.

 

VII. Формирование законопослушного поведения.

 

п/п

Содержание воспитательной работы

Сроки

Ответственные

1

Неделя правовых знаний. Единый день правовых знаний

ноябрь, апрель

Непеина О.А.,

Букша А.В.

2

Анкетирование «Знаешь ли ты российское законодательство»

декабрь

Администрация, классные руководители

3

Беседы с инспектором ОДН, ОВД.

весь период

Букша А.В.

4

Патронаж семей, состоящих на различных профилактических учетах

ежемесячно

Букша А.В.

5

Создание отрядов:

- юных помощников милиции

- юных инспекторов движения

- юных помощников пожарных

в течение 2009-2010 учебного года

Администрация школы, Букша А.В., Быстрова Т.Ф.

6

Участие в районном конкурсе «Школа – территория правопорядка»

декабрь-февраль

Администрация школы, Максимова В.Н., классные руководители

7

Контроль паспортизации обучающихся, достигших 14-летнего возраста

ежемесячно

Администрация школы, классные руководители

 

VIII. Противодействие экстремизму, воспитание толерантности

 

п/п

Содержание воспитательной работы

Сроки

Ответственные

1.

Проведение общешкольных мероприятий антиэкстремистской направленности

по плану ОУ

Администрация школы, Букша А.В., классные руководители

2.

Участие в районных, областных семинарах, конференциях, посвященных проблемам молодежных субкультур

весь период

Администрация школы

3.

Проведение мероприятий, посвященных Дню народного единства

ежегодно, ноябрь

Администрация школы, Максимова В.Н.

4.

Разъяснительно-профилактические беседы с представителями ОДН, ОВД, УФМС

весь период

Администрация школы, Букша А.В.

5.

Проведение творческих конкурсов, направленных на воспитание толерантности

В течение года

Максимова В.Н., клуководители

6.

Психологические тренинги

В течение года

Асеева Ю.В.

7.

Тематические родительские собрания

по плану ОУ

Администрация школы, классные руководители

 

Сайт управляется системой uCoz