Пояснительная записка
Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание патриотизма у учащихся. Ныне эта черта личности подвергается серьёзным испытаниям. Существенно изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей неопределённостью будущее.
Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения патриотизм, т.е. уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранять традиции своей страны, формировать у школьников чувство национального самосознания. Без Родины нет человека, Индивидуальности, Личности. Утеряв Родину, человек теряет себя, своё лицо.
Если человек не знает истории своего народа, не любит и не уважает ее культурные традиции, то вряд ли его можно назвать достойным гражданином своего отечества.
У истинного патриота развито чувство долга перед Родиной. Народом, выражающееся в ответственности за свою страну, её честь, достоинство, могущество, независимость.
С этими задачами прекрасно справляется школьный музей.
Музей – учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.
Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира.
Школьные музеи, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. Такие музеи возникли как межпредметные кабинеты для хранения учебно - наглядных пособий по истории и природе родного края: собрания оформленных учащимися краеведческих материалов – гербариев, минералов, фотографий, воспоминаний и других предметов и документов. Школьные музеи в течение сравнительно короткого времени получили широкое распространение – в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания.
В разные периоды истории школьные музеи переживали подъёмы и спады, их то признавали главнейшим резервом для развития государственной музейной сети, то боролись с ними как с рассадниками отжившей идеологии.
Школьные музеи, как форма образовательной и воспитательной работы, создаются по инициативе выпускников, родителей, учащихся и педагогов школ. Они возникают как ответ на социальный заказ, который поступает образовательному учреждению от представителей ученической, родительской или педагогической общественности и как результат собственной поисково-собирательной и исследовательской деятельности. В музеях школы учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов. Являясь неформальными учебными подразделениями образовательных школ, музеи школы выступают как своеобразная часть музейной сети страны.
Собранные ими экспонаты входят в состав музейного и архивного фонда России.
Цели и задачи
Целью создания и деятельности школьного музея является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей должен стать не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства.
Цель музейной деятельности – формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за своё Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором военно-патриотической деятельности образовательного Учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.
Цели программы:
1. Сохранение исторической памяти и наследия, развития интереса к истории своего народа, поселка, школы.
2. Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности, ответственного отношения к культурно-историческому наследию своей страны.
3. Развитие мотивации личности к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей человечества через изучение и освоение малой родины.
4. Укрепление нравственных позиций учащихся, чувства собственного достоинства, гордости за свою школу, свою малую родину, за свою Отчизну.
Основные задачи:
1. Продолжить изучение истории возникновения и развития Молочненской средней общеобразовательной школы и поселка Молочный.
2. Проводить поисковую работу в целях пополнения фондов школьного музея.
3. Помочь детям раскрыть свои способности, реализовать их в различных видах исследовательской деятельности.
4. Воспитывать культуру общения с людьми старшего поколения.
5. Вести поисковую работу по изучению жизни и деятельности выпускников, учителей школы, а также людей, которые прославили свой поселок.
6. На базе музея проводить уроки, посвященные героической борьбе русского народа, уроки мира, уроки мужества, организовывать встречи с ветеранами войны.
7. Укреплять связи между образовательными учреждениями, учреждениями культуры, общественными организациями для решения задач воспитания у детей и учащейся молодёжи чувства гражданственности и патриотизма.
8. Приобщать учащихся к общественно-полезной работе, развивать деятельность по охране памятников истории и культуры. Развивать информационно-коммуникативные способности учащихся, воспитывать толерантность по отношению к другим людям.
Социальные функции школьного
музея
Школьный
музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного
воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной
работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами
помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как
много сил души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого
является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений,
бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя
воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой родине.
Школьный
музей даёт возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной,
технической и общественной деятельности. Много практических навыков приобретают
они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это
навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические
источники, реставрировать исторические документы, составлять факты и др.
Школьный
музей – это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной
творческой работы коллектива педагогов и учащихся.
Музейно
– краеведческая работа – своего рода социальное сито, в процессе которой дети
познают важность коллективной деятельности, учатся выбирать и критиковать своих
лидеров, аргументировано дискутировать, руководить своим участком работы и
отвечать за свои поступки и решения. Школьный музей позволяет репетировать
социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли
лидера, и в роли исполнителя. Работа в составе Совета школьного музея, являющегося
органом ученического самоуправления, прививает участникам навыки управленческой
деятельности, воспитывает чувство сопричастности с происходящими событиями.
Овладение
основами музейного дела, знакомство со спецификой различных профессий, ремесел,
народных промыслов в процессе краеведческих изысканий оказывают определённое
влияние на профессиональную ориентацию учащихся. Многие педагоги-руководители
школьных музеев, других краеведческих объединений отмечают высокий процент выбора
учащимися, занимавшимися музейной деятельностью, профессий гуманитарного
характера: педагогика, музейное, архивное, библиотечное дело и т.п. Нередко
ученики, занимавшиеся военно-историческими краеведческими изысканиями,
становятся профессиональными военными, пожарными, работниками
правоохранительных органов и т.п.
Принципы работы школьного
музея
Существующая
практика музейного дела выявила необходимость соблюдения в данном виде
деятельности следующих принципов.
Систематическая
связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом. Проведение научного и
учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу
развития и деятельности школьного музея.
Использование
в учебно-воспитательном процессе разнообразных приёмов и форм учебной и внеучебной работы музейных уроков, школьных лекций,
семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности,
шефской помощи ветеранам и др.
Самостоятельность,
творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором создания и жизни
музея.
Помощь
руководителю музея, Совету музея со стороны учительского коллектива, ветеранов
педагогического труда.
Связь
с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн,
ветеранами педагогического труда.
Обеспечение
единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиции,
проведении экскурсий, во всей деятельности музея.
Строгий
учёт, правильное хранение и экспонирование собранных материалов. Организация
постоянных связей с государственными музеями и архивами, их научно-методическая
помощь школьным музеям.
Формы работы в школьном
музее
Учебная
работа: Воспитательная
работа:
- практическая работа на местности; - кружки, экскурсии, походы;
- учебные экскурсии вне музея; - туристические поездки;
- уроки в музее; -
встречи, читательские конференции
- экскурсии в музее; вне
музея;
- самостоятельное изучение. - встречи, сборы, собрания;
-
экскурсии, встречи в музее
Стратегия и механизмы достижения поставленных целей.
Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п.
Основные направления деятельности школьного музея:
1. История начальной школы.
2. История семилетней и восьмилетней школы.
3. Реформа школы.
4. Гордость школы.
5. Наш край в годы Великой Отечественной войны.
6. Школа третьего тысячелетия.
Принципы работы школьного музея.
Существующая практика музейного дела предполагает необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов:
· Свобода выбора детьми направления своей деятельности в музее на основе своих интересов и потенциальных возможностей;
· Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором развития музея;
· Партнёрство всех школьных структур в организации воспитательной работы школы;
· Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда;
· Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиций, проведении экскурсий, во всей деятельности музея;
· Строгий учет, правильное хранение и экспонирование собранных материалов.
· Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом;
· Проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея;
· Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.;
Основные виды деятельности школьного музея:
· Поисковая деятельность.
· Исследовательская деятельность учащихся.
· Экскурсионно – просветительская деятельность.
· Оформительская деятельность.
· Методическая работа.
Организация поисковой
деятельности:
· Работа с архивными документами. Работа с периодической печатью, сбор газетных, журнальных статей об интересных людях и событиях школы, поселка;
· Встречи с участниками и очевидцами исторических событий, запись их воспоминаний, фотографирование. Переписка с земляками, проживающими за пределами поселка, области,
· Посещение района исследования, изучение данного вопроса на месте, фотографирование зданий и других исторических объектов.
· Поиск и сбор предметов материальной и духовной культуры;
· Консультации с работниками библиотек, архивов, музеев и т.д.
· Создание экспозиций, разделов музея, оформление интерьера музея школы;
· Проведение экскурсионной работы в музее.
Исследовательская
деятельность
· Написание ученических исследовательских работ в форме докладов и рефератов и участие в районных научно - практических и краеведческих конкурсах, олимпиадах, семинарах и т.п. на уровне района, области.
Экскурсионно-просветительская
деятельность:
· проведение встреч, праздников, экскурсий и т.д. по содержанию составленных литературных композиций;
· организация литературно-краеведческих конференций по опубликованным в печати исследовательским работам учащихся школы;
· участие в областных, районных конкурсах сочинений, краеведческих чтениях, презентациях школьных музеев и т.п.;
· сотрудничество с районной газетой;
Оформительская деятельность:
·
составление альбомов, дневников, докладов-отчетов,
рефератов;
·
оформление выставок, плакатов, планшетов, стенгазет,
альбомов-раскладушек;
·
оформление экспозиций, витрин для школьного музея;
·
создание рукописной Книги Памяти (воспоминания
участников войны).
Методическая деятельность
· выступления на РМО и районных и областных семинарах руководителя музея;
· создание книжек-буклетов, видео экскурсий по экспозициям, материалам школьного музея;
· разработка методических рекомендаций по работе школьного музея;
· создание презентаций по материалам архива музея;
· разработка сценариев мероприятий, программ, викторин конкурсов, методических рекомендаций.
Руководство работой школьного музея.
Руководит деятельностью школьного краеведческого музея Совет музея, в состав которого входят педагоги и учащиеся 5-11 классов. Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначаемый приказом директора школы. В своей деятельности музей руководствуется Уставом школы, Положением о школьном музее, программой деятельности музея и ежегодным планом работы.
Сроки действия программы. Программа рассчитана на 4года. (2010-2013 гг.)
Участники программы. Совет школьного музея, учащиеся школы 5-11 классов классные руководители.
Предполагаемые конечные результаты и их социальная значимость.
Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.
Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Участвуя в краеведческих походах и экспедициях, школьники получают физическую закалку, овладевают необходимыми туристическими навыками, учатся жить в автономных условиях. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно – исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы: умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, сопоставлять факты и др. Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории, встречаясь с выпускниками школы и их родными, очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевым изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, традициях школы, города, учатся понимать, как история школы связана с историей малой Родины и с историей огромной России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе, школе.
Таким образом, конкретизируются и расширяются знания и представления детей, почерпнутые при изучении школьного курса истории и обществоведения.
Оценка результатов.
Эффективность достижения целей программы будет оцениваться:
Во-первых: уровнем сформированности таких ценностных ориентиров, как любовь к Родине, интерес к истории, культуре своего народа; компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации; компетентности в сфере гражданско-общественной социальной деятельности;
Во-вторых: результатами участия в краеведческих конкурсах, конкурсах исследовательских работ, массовых мероприятиях по военно-патриотическому и гражданскому воспитанию.
Планирование
работы школьного музея
Организационная работа
№п/п |
Название мероприятия |
Время проведения |
Ответственные |
1. |
Приобретение необходимого оборудования: стенды, стеллажи и т.д. |
2012-2013г.г. |
Директор школы |
2. |
Составление и утверждение календарного плана работы музея. |
Ежегодно до 01.10. |
Руководитель музея |
3. |
Создание или обновление состава Совета музея, группы «Поиск», лекторской группы. |
Ежегодно до 01.10. |
Руководитель музея |
4. |
Разработка нормативной базы музея: новое Положение о школьном музее, Устав музея. |
До конца 2011года |
Руководитель музея |
5. |
Провести и паспортизацию музея на новый срок. |
2012 год |
Руководитель музея |
Работа с фондами школьного музея
1. |
Инвентаризация имеющихся музейных предметов. |
Постоянно |
Группа «Поиск» |
2. |
Систематизация музейных экспонатов по разделам и темам. |
Постоянно |
Группа «Поиск» |
3. |
Ведение инвентарной книги поступлений музейных экспонатов на постоянное хранение. |
По мере поступления |
Группа «Поиск» |
4. |
Обновление Книги памяти об участниках Великой Отечественной войны |
2012 год |
Совет музея |
5. |
Создание архива музея в электронном варианте. |
2013 год |
Совет музея |
6. |
Создание электронной картотеки музейных экспонатов. |
2012 год |
Совет музея |
Поисковая работа
1. |
Работа с архивными материалами в школе. |
Постоянно |
Группа «Поиск» |
2. |
Работа в районном архиве. |
По мере необходимости |
Группа «Поиск» |
3. |
Работа в библиотеках поселка, района, области. |
По мере необходимости |
Группа «Поиск» |
4. |
Работа с документами в поселковой и районной администрации. |
По мере необходимости |
Группа «Поиск» |
5. |
Запись воспоминаний выпускников, учителей, очевидцев событий и т.д. |
Постоянно |
Группа «Поиск» |
6. |
Поиск материалов и документов о бывших учителях, директорах, выпускниках школы, переписка с ними. |
Постоянно |
Группа «Поиск» |
7. |
Встречи с ветеранами Вов, их родственниками, запись воспоминаний. |
2010 – |
Совет музея, группа «Поиск» |
8. |
Сбор материала о работниках тыла в годы войны (воспоминания, сбор анкет). |
Весь период |
Группа «Поиск» |
Оформление экспозиций и разделов музея
1. |
Пополнить материалами музей и инвентарную книгу Грамотами, благодарственными письмами участников военных действий в Заполярье, участников ВОВ, ветеранов педагогического труда. |
2010-2013г.г. |
Группа «Поиск» |
2. |
Оформление альбома об участниках Великой Отечественной войны, проживающих в поселке Молочный, работниках тыла. |
Постоянно, весь период |
|
3. |
Оформление альбома. Основные направления работы школы в 90-е годы. |
Весь период |
|
4. |
Сбор материала и оформление альбома: школа 3 тысячелетия. |
Январь-май 2011/2012учебного года |
|
5. |
Оформление альбома о ветеранах педагогического труда, отличниках просвещения, учителях, имеющих высшую и первую категорию. |
Весь период |
|
6. |
Оформление материалов о Л.А.Гальченко |
2012 год. |
|
7. |
Оформление экспозиции музея «Выпускники школы – известные люди» (раб.название). |
2012-2013 годы |
|
7. |
Сбор материалов и оформление альбомов об истории создания и развития предприятий на территории поселка. |
2010 – |
Группа «Поиск» |
Просветительская работа
1. |
Проведение экскурсий и бесед по темам: «Обзорная экскурсия»; «История начальной школы»; «История семилетней и восьмилетней школы»; «История школы»; «Директора школы»; «Выпускники школы»; «Школа третьего тысячелетия»; «Поселок в годы Вов» и др. |
Весь период |
Лекторская группа |
2. |
Участие во внеклассных и внешкольных мероприятиях (по отдельному плану) |
2010 – |
Совет музея |
3. |
Сотрудничество с местной прессой – печатание статей по материалам школьного музея. |
2010 |
Руководитель музея |
4. |
Сотрудничество со школьными музеями района, области. |
Весь период |
Совет музея |
5. |
Сотрудничество с музеями города. |
Весь период |
Совет музея |
6. |
Участие в слете активистов школьных музеев. |
2011 -2013 годы |
Руководитель музея |
7. |
Участие в областном конкурсе музеев ОУ Мурманской области «Память бережно храним» |
2011 -2013г.г. |
Руководитель музея |
8. |
Проведение Дня открытых дверей в музее школы. |
Апрель 2012, 2013г.г. |
Совет музея |
Исследовательская деятельность учащихся
1. |
Подготовка и написание докладов и рефератов по темам музея. |
Весь период |
Руководитель музея, учителя истории |
2. |
Участие в районных конференциях, посвященных годовщинам освобождения Заполярья от немецко-фашистских захватчиков. |
Октябрь |
Руководитель музея, учителя истории |
3. |
Участие во Всесоюзных, региональных и др. конкурсах по военно-патриотическому воспитанию |
По плану |
Администрация школы, руководитель музея |
4. |
Участие в апробации музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей». |
По плану программы |
Руководитель программы, учителя начальной школы |
Методическая работа
1. |
Тематическое планирование классных часов по материалам музея. |
Весь период |
Руководитель музея, классные руководители |
2. |
Выступление на РМО и семинарах по работе музея и военно-патриотическому воспитанию |
По плану РМО |
Руководитель музея |
3. |
Создание презентаций по материалам архива музея. |
Весь период |
Руководитель музея, учителя и учащиеся школы |
4. |
Создание видеоэкскурсий по экспозициям музея |
2012-2013г.г. |
Совет музея |
5. |
Написание методических разработок по военно-патриотическому воспитанию и материалам музея. |
По мере возможности |
Руководитель музея |
ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ (общешкольных)
№ п/п |
Содержание материала |
Дата |
Ответственный |
1. |
Проведение встреч Защитников Заполярья, тружеников тыла, посвященных годовщинам разгрома фашистских войск в Заполярье |
Ежегодно октябрь-ноябрь |
Совет музея |
2. |
Проведение классных часов, уроков мужества |
Ежегодно, по отдельному плану |
Классный руководитель |
3. |
«Изучение истории пос. Молочный по воспоминаниям учителей, работающих в школе» (к 70-летию школы) |
Весь период |
Совет музея |
4. |
Проведение военно- спортивных мероприятий с приглашением участников Великой Отечественной войны и военнослужащих: - Праздники: «А ну-ка мальчики» «Мы парни бравые» Смотр строя и песни Рыцарские турниры - Военно-спортивные игры «Зарница», «Зарничка» - Конкурс «Статен в строю силен в бою» |
Февраль Апрель Февраль |
Преподаватель-организатор ОБЖ, руководители МО классных руководителей, преподаватели физической культуры |
5. |
Проведение традиционного конкурса стихов, посвященного Дню Победы. |
Май, ежегодно |
Совет музея, учителя литературы |
6. |
Проведение экскурсий: а) в краеведческий музей б) в музей Арктики в) в музей 1-го корпуса ПВО г) музеи школ г.Мурманска |
По графику |
Совет музея, Совет ветеранов |
7. |
Организация «Вахты памяти» посвященной Дню Великой Победы (по плану) |
Ежегодно (2005-2010 год) |
Совет музея администрация |
8. |
Организация и проведение мероприятий, посвященных Дню рождения Кольского района. |
2010- |
Совет музея классные руководители |
9. |
Организация и проведение мероприятий, посвященных Дням рождения г.Мурманска и Мурманской области |
2010- |
Совет музея классные руководители |
10. |
Организация мероприятий к 70 - летию школы ( по плану) |
Ноябрь 2010г. |
Совет музея администрация |
11. |
Проведение краеведческой научно-практической конференции в начальной школе. |
Апрель, ежегодно |
Совет музея, учителя начальных классов |
12. |
Совместная работа с краеведческим кружком Севрюгиной Н.М. (начальная школа) |
2010-2011 учебный год |
Быстрова Н.М., Севрюгина Н.М. |
13. |
Участие в апробации музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей!» |
2011-2013г.г. |
Быстрова Т.Ф. |
14. |
Совместная работа и организация экскурсий для военнослужащих подшефной воинской части 39348. |
Весь период |
Быстрова Т.Ф., командир в/ч 39348. |