П Р О Г Р А М М А
по гражданскому и военно-патриотическому
воспитанию
в МОУ Молочненской СОШ на 2009-2012
годы.
Объяснительная записка
Программа по
гражданскому и военно-патриотическому воспитанию Молочненской СОШ на 2009-2012
годы является продолжением программы “Воспитание гражданина России” на
2005-2008 годы и разработана на основе Государственной программы “Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы.
В соответствии со стратегическими целями государства
по обеспечению стабильного и устойчивого социального развития, укрепления
обороноспособности страны Программа определяет содержание и основные пути
развития системы патриотического воспитания
учащихся школы и направлена на
дальнейшее формирование патриотического сознания как важнейшей ценности, одной
из основ духовно-нравственного единства общества.
Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые,
инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы
учиться, работать на его благо и в случае необходимости встать на его защиту.
Только любовь к своему Отечеству, осмысление своей
истории, проявление уважения к предкам, искренние переживания по поводу
достижений
и недостатков всех реформ, проводимых государством, может вызвать в человеке те
духовные качества, которые и определяют его как личность, как гражданина.
Патриотическое воспитание представляет собой
организованный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю,
психику и физическое развитие ребенка. Работа в этом направлении должна
проводиться комплексно, совместными усилиями родителей, работников органов
государственного управления и образовательных учреждений всех видов и типов.
Педагогический коллектив школы считает необходимым
продолжение работы, направленной на решение всего комплекса проблем патриотического
воспитания детей и молодежи, для формирования социально активной личности
гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости, любви к
Отечеству, природе, своему народу и готовности к его защите, программными
методами.
Основными задачами данной программы
являются:
- продолжение
создания системы патриотического воспитания,
- формирование патриотического сознания,
- участие в реализации государственной
политики в области военно-патриотического и гражданского воспитания детей и
молодежи,
- воспитание чувства патриотизма, формирование
у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству и
его вооруженной защите,
- изучение истории и культуры Отечества и
родного края,
- участие в подготовке и проведении
мероприятий по увековечиванию памяти защитников Отечества,
- передача и развитие лучших традиций
российского воинства,
- противодействие проявлениям политического и
религиозного экстремизма в молодежной среде,
- физическое развитие молодежи и детей,
формирование здорового образа жизни,
- участие в подготовке граждан к военной
службе.
Основные направления патриотического
воспитания:
Духовно-нравственное. Цель – осознание учащимися в процессе
патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально
значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими
в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
Историческо-краеведческое. Система
мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание
историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы,
неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков
и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
Гражданско-патриотическое воспитание. Воздействует через систему мероприятий на
формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических
и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции,
постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного
долга.
Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно-нравственной и
культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной
жизненной позиции, проявление чувств благородства и
сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического
сознания, идей служения Отечеству, способности
к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских
традиций.
Героико-патриотическое. Составная часть патриотического воспитания,
ориентированная на пропаганду героических профессий, а также знаменательных
героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к
героическим деяниям предков и их традициям.
Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств,
воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества,
дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом,
формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
Формы деятельности:
- организация работы по техническим и
военно-прикладным видам спорта,
- проведение военно-спортивных соревнований,
игр, походов, экскурсий, показательных выступлений, войсковых стажировок,
- поисковая работа по увековечиванию памяти
защитников Отечества, участие в проведении поисковых экспедиций, установлении
имен погибших, запись воспоминаний очевидцев памятных событий
военной истории Отечества.
- участие в сооружении и уходе за памятниками
воинской славы, оказание помощи ветеранам военной службы и правоохранительных
органов, семьям погибших при исполнении обязанностей военной службы, проведение
мероприятий, связанных с памятными (победными) днями России, событиями военной
истории родного края, воинской славы России, боевыми традициями армии и флота,
- организация работы военно-спортивных и
оздоровительных лагерей для молодежи и детей.
Содержание работы по гражданскому и военно-патриотическому воспитанию:
№ п/п |
Содержание воспитательной работы |
Сроки |
Ответственные |
1 |
День Победы Вахта памяти |
09.05. |
Администрация, руководители
МО |
2 |
Уроки мужества |
|
Классные руководители,
совет музея |
Ко дню освобождения
Заполярья |
Октябрь |
||
Ко дню Победы |
Май |
||
Афганистан – незаживающая
рана |
Февраль |
||
3 |
Встреча с ветеранами войны
и труда |
В течение года |
Совет музея |
4 |
Возложение венков к
памятнику «Скорбящей матери» и памятному знаку на ул. Гальченко |
Октябрь - май |
Совет музея |
5 |
Работа группы «Поиск» |
В течение года |
Быстрова Т.Ф., совет музея |
6 |
Портрет героя земляка –
защитника Отечества |
|
|
7 |
Круглый стол «Патриоты
России» |
|
|
8 |
Классные часы: |
В течение года |
Классные руководители |
«Ратные страницы истории
Отечества» |
|||
- ордена и медали ВОВ |
|||
- города-герои |
|||
- полководцы и герои ВОВ |
|||
- основные битвы ВОВ |
II. Общегосударственные праздники, профессиональные
праздники
№ п/п |
Содержание воспитательной работы |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Традиционное проведение в
школе общегосударственных праздников: |
|
Администрация, руководители
МО |
День народного единства |
07.11. |
||
День Конституции |
11.12. |
||
День Защитника Отечества |
23.02. |
||
Праздник весны и труда |
01.05. |
||
День России |
12.06 |
||
2 |
Национальные праздники: |
|
Классные руководители |
День города Мурманска |
01.10. |
||
День космонавтики |
16.04. |
||
Дни славянской письменности |
Июнь |
||
3 |
Профессиональные праздники: |
|
Администрация |
День знаний |
Сентябрь |
||
День учителя |
Октябрь |
III. Будь готов к защите Родины
№ п/п |
Содержание воспитательной работы |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Связь с шефами школы – в/ч |
Совместный план работы |
Преподаватель –организатор ОБЖ |
2 |
Сдача нормативов
спортивно–оздоровительного комплекса |
Сентябрь - май |
Инструктора по физической
культуре |
3 |
Участие в районном слете
«Школа безопасности» |
По плану района Администрация |
Администрация |
4 |
Организация и проведение
5-дневных военных сборов с учащимися 10-х классов |
Май |
Администрация |
5 |
Соревнования по прикладной
физической подготовке «Сильные, ловкие, выносливые» |
Март |
Инструктора по физической
культуре |
- среди юношей 10-11
классов |
Апрель |
||
- военно-спортивные игры |
Февраль |
||
6 |
Соревнования по стрельбе
«Меткий стрелок» |
Январь |
|
7 |
- «Школа безопасности» |
Март |
|
IV. Военно-спортивные мероприятия
№ п/п |
Содержание воспитательной работы |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Праздники: |
Февраль |
Преподаватель-организатор
ОБЖ, руководители МО классных руководителей |
«А ну-ка, мальчики» |
|||
«Мы парни бравые» |
|||
Смотр строя и песни |
|||
2 |
Проведение военно-спортивный игры «Зарница», «Зарничка» |
Апрель |
Администрация |
3 |
Конкурс «Статен в строю,
силен в бою» |
Апрель |
МО преподавателей
физкультуры и ОБЖ, Максимова В.Н. |
Конкурс-концерт «На
привале!» |
|||
Рыцарские турниры
(начальная школа) |
|||
«Зарница» и «Зарничка» |
V. Мой край – малая Родина
№ п/п |
Содержание воспитательной работы |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Экскурсии по историческим
местам, музеям г.Мурманска и области |
В течение года |
Классные руководители,
родители |
2 |
Работа музея школы по
направлениям: |
В течение года |
Быстрова Т.Ф., совет музея |
История Великой
отечественной войны в Заполярье |
|||
История поселка Молочный |
|||
История школы |
|||
3 |
Конкурс «Костер дружбы» (в
художественной форме представить свой родной край, его обычаи и праздники,
достопримечательности, народных героев, деятелей культуры) |
Декабрь |
Совет музея |
VI. Изучение и использование государственной символики и
официальной символики Мурманской области
№ п/п |
Содержание воспитательной работы |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Участие во Всероссийских
конкурсах: «Овеянные славою флаг наш и герб» |
|
|
2 |
Оформление стендов
посвященных государственной и региональной символике |
Сентябрь – октябрь |
|
3 |
Организация выставки
литературы о государственных и региональных символов |
Октябрь |
Давыдова В.Н. |
4 |
Проведение классных часов
по теме: |
10.10 - 17.10 В течение года |
Классные руководители |
- история возникновения
российского флага |
|||
- Герб РФ, его история |
|||
- Символика городов
Мурманской области |
|||
«Я – гражданин России» |
|||
Государственная и военная
символика |
|||
5 |
Изучение гимна России на
уроках музыки |
|
Селявина М.В. |
VII. Формирование законопослушного поведения.
№ п/п |
Содержание воспитательной работы |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Неделя
правовых знаний. Единый день правовых знаний |
ноябрь,
апрель |
Непеина
О.А., Букша
А.В. |
2 |
Анкетирование
«Знаешь ли ты российское законодательство» |
декабрь |
Администрация,
классные руководители |
3 |
Беседы
с инспектором ОДН, ОВД. |
весь
период |
Букша
А.В. |
4 |
Патронаж
семей, состоящих на различных профилактических учетах |
ежемесячно |
Букша
А.В. |
5 |
Создание
отрядов: -
юных помощников милиции -
юных инспекторов движения -
юных помощников пожарных |
в
течение 2009-2010 учебного года |
Администрация
школы, Букша А.В., Быстрова Т.Ф. |
6 |
Участие
в районном конкурсе «Школа – территория правопорядка» |
декабрь-февраль |
Администрация
школы, Максимова В.Н., классные руководители |
7 |
Контроль
паспортизации обучающихся, достигших 14-летнего
возраста |
ежемесячно |
Администрация
школы, классные руководители |
VIII. Противодействие экстремизму, воспитание
толерантности
№ п/п |
Содержание воспитательной работы |
Сроки |
Ответственные |
1. |
Проведение
общешкольных мероприятий антиэкстремистской направленности |
по плану ОУ |
Администрация
школы, Букша А.В., классные руководители |
2. |
Участие
в районных, областных семинарах, конференциях, посвященных проблемам
молодежных субкультур |
весь период |
Администрация
школы |
3. |
Проведение
мероприятий, посвященных Дню народного единства |
ежегодно, ноябрь |
Администрация
школы, Максимова В.Н. |
4. |
Разъяснительно-профилактические
беседы с представителями ОДН, ОВД, УФМС |
весь период |
Администрация
школы, Букша А.В. |
5. |
Проведение
творческих конкурсов, направленных на воспитание толерантности |
В течение года |
Максимова
В.Н., кл.руководители |
6. |
Психологические
тренинги |
В течение года |
Асеева
Ю.В. |
7. |
Тематические
родительские собрания |
по плану ОУ |
Администрация
школы, классные руководители |