Статья бывшего начальника политотдела 122ой ИАПД
Александра Васильевича Тихомирова
Полярная правда №87 воскресенье 13 апреля 1975 года
  Боевая история нашей авиадивизии ПВО началась весной 1942 года. Дивизия должна была прикрывать с воздуха город Мурманск, порт и Кировскую железную дорогу.
  Опьяненные первыми успехами на советско-германском фронте, немецкие воздушные пираты со свойственной им наглостью пытались хозяйничать в нашем советском небе. На их стороне было количественное превосходство. С напрактиковавшимся в воздушном разбое врагом встретились молодые советские летчики, не имевшие боевого опыта. К тому же нашим истребителям приходилось воевать на импортных машинах, для полного освоения которых не хватало времени. Трудности состояли еще в том, что большинству наших воздушных бойцов впервые приходилось овладевать летным мастерством в неблагоприятных для полетов условиях Севера. И все же советские летчики били врага. Никакое напряжение физических и моральных сил не могло сломить их воли к победе над немецкими воздушными разбойниками. Летчики совершали по 10-12 боевых вылетов в день, участвовали за сутки в 6-8 воздушных схватках.
  Наши истребители проявляли в боях массовый героизм. Во имя победы наши летчики шли на самопожертвование, уничтожая врага даже ценой собственной жизни. Так было 23 января 1942 года, когда молодой летчик Сергей Негуляев пошел на таран немецкого самолета - ведущего большой группы "юнкерсов". Негуляев погиб, но не пропустил врага. Ведущий самолет, командиром которого был ас с двумя железными крестами был сбит. Остальные фашистские стервятники повернули обратно.

Немецкий пикирующий бомбардировщик Юнкерс - 88
  В одной из жарких схваток с фашистами летчик Чачин израсходовал все боеприпасы. Советский сокол принял решение идти на таран. Задрожал и рухнул вражеский бомбардировщик. Чачин видел, как пират врезался в землю. Наш летчик искусно довел поврежденную машину до своего аэродрома. За ночь самолет был отремонтирован и утром следующего дня Чачин снова ушел в бой.
  Каждый воздушный бой был для советских истребителей не только испытанием воли, мужества, боевой зрелости - на примере каждого сражения летчики учились точнее, наверняка бить врага.
  Отправляясь в 150-й боевой полет, летчик Анохин встретился с семью "Ме-109". Силы были явно неравными, но наш авиатор принял бой. Наблюдавшие с земли за этой схваткой восхищались мужеством и мастерством Анохина. Его боевые друзья - летчики Иванов, Огольцов и Краснов поспешили на выручку товарищу.
Германский истребитель Me-109
  Но Анохина они не нашли. Мысль о том, что он, возможно, погиб разжигало ненависть к немцам. Яростной была их атака на группу вражеских самолетов, которую они встретили. В коротком, но горячем бою фашисты лишились одного бомбардировщика и двух "мессершмиттов". Анохин на аэродром не вернулся. Но боевые друзья не хотели верить в то, что он погиб. Один из летчиков, которому Анохин подарил свою фотокарточку, написал на ней: "Летчик нашей эскадрильи Леонид Анохин. Кажется, сегодня погиб в бою".
  Через несколько дней, когда на аэродром въехала легковая машина и из нее вышел Анохин, боевые друзья восторженно приветствовали его. Под старой надписью под фото товарищ Анохина написал: "Нет, жив наш летчик. Таких смерть не берет!"

Английский истребитель Hurricane - на таких самолетах воевали наши отважные летчики
  Велик список летчиков, отличившихся в боях того памятного года. Самые славные среди них - Козлов, Борисов, Шанаурин, Краснов, Иванов, Знаменский - удостоены высоких правительственных наград.
  Наступившее затем затишье в небе наши истребители использовали для дальнейшего совершенствования своего летного искусства.
  В многократно возросшем воинском мастерстве советских летчиков враг убедился в сражениях 1943 и особенно 1944 года. Летчики Севера освоившие опыт жестоких боев 1942-го года и в совершенстве овладевшие отечественной боевой техникой, так "радушно" встречали врага и так щедро его "угощали", что после трех боев в начале 1944 года немцы уже редко появлялись в нашем северном небе.
  Превосходство боевого мастерства советских летчиков над гитлеровцами было продемонстрировано в воздушном бою 3 января 1944 года. Четыре вражеских самолета были встречены группой советских истребителей, ведомых летчиком Матвеевым. В короткой схватке было сбито три немецких пирата.
  В конце февраля 1944 года наши самолеты вступили в бой с двенадцатью "мессершмиттами". 10 машин потерял в этой схватке противник, с нашей стороны потерь не было. В этот же день 8 других наших истребителей под командованием капитана Тягунова приняли бой с 17-ю "мессершмиттами". Исход неравного боя был решен героическим поступком младшего лейтенанта Мельникова, протаранившего ведущий немецкий самолет. Враг сбросил бомбы на сопки и стал выходить из боя. Четырех своих машин недосчитались немцы после этого сражения.
  В октябре 1944 года летчики Севера вместе с наземными частями участвовали в разгроме врага. Высокое летное мастерство наших авиаторов проявилось здесь с полным блеском. За первые четыре дня боевых операций наши истребители, несмотря на трудные метеорологические условия, произвели 439 боевых вылетов, провели 13 воздушных боев, в которых сбили 20 немецких самолетов. Летчик коммунист Кошелев в первый же день боев сбил одну машину врага. Два уничтоженных немецких самолета - итог первых двух схваток с противником истребителя Матвеева. Двух немецких стервятников уничтожил в первых двух схватках молодой пилот Чернецкий.
  Мужество и отвагу, сочетающихся с высоким мастерством воздушного бойца, проявили в октябрьских боях летчики ПВО Заполярья - Знаменский, Никулин, Федоров, Зюзин, Бабушкин, Бутылов, Ушаков, Нефедов, Мигачев, Зайцев и многие другие. За время этой операции нашими истребителями было произведено более 900 боевых вылетов, проведено 16 воздушных боев, итог которых - 31 сбитый немецкий самолет. Личный состав нашей части был трижды отмечен в приказах Верховного Главнокомандующего.

  Возмужавшими, закаленными закончили Великую Отечественную войну воины авиадивизии ПВО. На груди 336 из них - ордена и медали, некоторые имеют по три-четыре правительственные награды. Весь личный состав награжден медалями "За оборону Советского Заполярья".
А.Тихомиров
полковник в отставке

Советский истребитель И-16
Наш отечественный самолет Лаг-3

В начало страницы
 
Сайт управляется системой uCoz